НОВЫЕ КОНТАКТЫ: 

+7 (343) 382 46 44
+7 929 224 64 64

«Сигма»: История тела, психобалет, цирк и пространство доверия

История тела, психобалет, цирк и пространство доверия

Наталья Попова, организатор первого в России международного фестиваля инклюзивных театров, рассказывает о спектаклях фестиваля «Протеатр. Международные встречи».
Символика компании Уазо-Муш настаивает на альтернативных образцах человеческого тела. Буклет театра, mbdesign (c)

Символика компании Уазо-Муш настаивает на альтернативных образцах человеческого тела. Буклет театра, mbdesign (c)

«Тело / C.O.R.P.U.S.» (Уазо-Муш, Франция)

Наталья Попова, психолог, режиссер, руководитель интегрированной театральной студии "Круг"

Наталья Попова, психолог, режиссер, руководитель интегрированной театральной студии "Круг"

Уазо-Муш — один из старейших театров во Франции, где играют профессиональные актеры и люди с инвалидностью. Это современный театр, не относящий себя ни к особому, ни к инклюзивному театру. Вслед за «Гала» они не стесняются ничего. Хотите поликультурность: вот вам, пожалуйста. Хотите натуральность? Вот она тут.

Спектакль «Тело» рассказывает о новых телесных практиках, которые завоевывали мир: Айседора Дункан, Мария Вигмар, Вацлав Нижинский. Именно эти люди способствовали созданию новых представлений о теле в культуре, отвоевывая телесную свободу для выражения чувств и собственной непосредственности.

Но на сцене актеры с инвалидностью — те, кто никогда и не был в плену этих культурных представлений. Возникает несколько карикатурный эффект: в академической манере дама в очках (режиссер спектакля Сара Нуво) читает лекцию о том, как развивались представления о теле в современных танцевальных практиках, а рядом — жизнь тела. Когнитивный диссонанс у зрителей порождает вопросы: нужны ли вообще эти практики тела, если так просто быть естественным и натуральным и действительно ли мы стремимся к такой естественности?

Театр Уазо-Муш развивается в направлении нового европейского театра. На западе темы, питающиеся идеей маргинальности, натуральности, неоформленной экспрессии вплоть до острой социальной провокации, очень популярны. «Ура-другой», «ура-маргинальный», «мы все идем к свободе», все в этом порыве объединимся, заодно и свои комплексы снимем. 

Тизер спектакля "Тело" компании Уазо-Муш

У театра Уазо-Муш есть своя осознанная концепция. Например, в визуальной продукции этого театра заявлена тема гибридности: у них все логотипы, вся информационная продукция настаивает на человеке-гибриде: здесь тело, а здесь голова тигра, здесь тело, а здесь чашка кофе вместо головы. Они продвигают идею гибридности, идею другого образца человеческого тела, отличного от сексуального, успешного человека бизнес-машины.

Буклет Уазо-Муш, mbdesign (c)

Буклет Уазо-Муш, mbdesign (c)

«Цирк Принтинпрам имени Даниила Хармса» (театр «Жизнь», Екатеринбург)

«Цирк Принтинпрам имени Даниила Хармса» — постановка театра «Жизнь» (фонд «Верба») из Екатеринбурга. Это молодой театр, который основал Андрей Рожков — российский актер, сценарист и телеведущий, капитан команды КВН «Уральские пельмени». Коллектив с большими профессиональными амбициями и открытый к творческому диалогу.

Мы искали такой коллектив для небольшого международного проекта: российский театр и режиссер-консультант из Франции Оливье Кудер (театр «Кристалл») работают вместе над готовым спектаклем в течение нескольких дней, проводя совместные репетиции, мастер классы и обсуждения. Конечно же, в репетиционном пространстве ЦИМа. Мы все с огромным нетерпением ждем результата. Уже сейчас можно сказать, что режиссеры понимают друг друга без переводчика, актеры воодушевлены, спектакль меняется на глазах. Межкультурный диалог очень не прост. Этот фестиваль ставит такую задачу, и мы благодарны ЦИМу за помощь, которую оказывает нам его команда.

Тизер спектакля театра «Жизнь»

«Срок годности» (Фрич-компания и Фонд Психобалет Майте Леон, Мадрид)

В 1973 году кубинский психолог Г.Ф. Гарсиа заложила основы нового направления в реабилитации — психобалет. В этом ей помогала балерина, потерявшая зрение, А. Алонсо (основательница национального балета на Кубе). Ее последовательница Майте Леон продолжила развивать это направление в Испании.

Сейчас на Кубе это направление развивается в рамках реабилитационной работы, а в Испании — исполнительской, ведущей поиски в области современного танца. На базе фонда Майте Леон существует профессиональная танцевальная компания Фрич Компани. Она успешно и много гастролирует, большая часть актеров — люди с инвалидностью.

В спектакле «Срок годности» они размышляют о феномене изнашиваемости вещей. Вещи с коротким сроком годности провоцируют потребление. Человек, втягиваясь в ситуацию потребления, захламляя свою жизнь вещами, оказывается порабощен ими, и, что самое ужасное, приобретает характеристики вещи и уподобляется им. Так говорят о своем спектакле его авторы.

Тизер спектакля «Срок годности»

Московские зрители и я тоже впервые увидим эту компанию. Мне будет интересно посмотреть, как в этом спектакле будет решаться серьезная драматургическая задача, стоящая перед современным танцем: соединить философию тела с его реальным и выразительным существованием. Будет ли сделан еще один шаг в сторону ее решения? Конечно же, я буду смотреть и на то, помогают ли решению этой задачи актеры с инвалидностью.

«Истории об очень симпатичных или пространство доверия» (ИТС «Круг», Москва)

Тема фестиваля в этом году — тело. И не просто тело, а социальное тело. Мы смотрим, как тела взаимодействуют друг с другом как строится новое социальное тело, размышляем для чего нам его выразительность? В инклюзии на теме социального тела спотыкаются все. У всех людей разная телесность, восприятие, картина мира — часто именно поэтому не возникает чувства эмпатии. И пока не будет достаточного количества социальных практик, где люди как в ритуале будут участвовать все вместе телесно-аффективным образом, новые символы, которые будут регулировать человеческое поведение по-новому, не возникнут. Для этого и нужно новое социальное тело. Я думаю, ЦИМ интуитивно этим и занимается, открыв свои двери паратеатральным практикам.

Спектакль «Истории об очень симпатичных…» это и есть попытка рассказать о том, как строится и разрушается это новое социальное тело. В спектакле танцует солистка Балета Москва, играют профессиональные музыканты, а есть актеры с глубокими нарушениями развития. Это спектакль о возможности построить гармоничные отношения. Мы показываем реальные тренинги, которые проводим. Это тренинги, когда дети находятся в очень тесном контакте со взрослыми актерами — все время в объятиях; это формирует их телесность и чувство доверия к миру. Нам кажется, что построение нового социального тела это и есть сознательный вклад человека в эволюцию, а включение человека с инвалидностью в этот процесс — критерий его реальности.

Тизер спектакля «Истории об очень симпатичных…» студии «Круг»

Фестиваль «Протеатр. Международные встречи» пройдет в Центре имени Вс. мейерхольда с 12 по 14 февраля. Программа фестиваля здесь.

Разработка и сопровождение сайта Volume Networks