НОВЫЕ КОНТАКТЫ: 

+7 (343) 382 46 44
+7 929 224 64 64

Вечерний Екатеринбург. «Цирк», где согреваются сердца.

«Цирк», где согреваются сердца
Особые актёры оживили творчество Хармса
Елена ЗАГОРОДНЯЯ


— Это будет рассказ о чудотворце, который живёт в наше время и не творит чудес... Его выселяют из квартиры, он знает, что стоит ему только махнуть пальцем, и квартира останется за ним, но он не делает этого, он покорно съезжает с квартиры и живёт за городом в сарае. Он может этот старый сарай превратить в прекрасный кирпичный дом, но он не делает этого, он продолжает жить в сарае и в конце концов умирает, не сделав за свою жизнь ни одного чуда...

Этот грустный монолог написал Даниил ХАРМС, один из самых загадочных и мрачных представителей отечественного литературного сообщества. Его считали чудаком и даже сумасшедшим, однако созданные им саркастичные философские притчи странным образом трогают за живое даже сейчас, спустя 7 десятилетий. Примерить на себя шляпу мятежного писателя довелось екатеринбургскому шоумену Андрею РОЖКОВУ. В монолог о чудесах он вкладывает собственный смысл. Капитан «пельменей» не понаслышке знает о том, как важно успевать творить чудеса — при жизни, здесь и сейчас, когда ты ещё можешь что-нибудь изменить.

Именно такова миссия инклюзивной театральной студии «Жизнь», действующей на базе благотворительного фонда «Верба». В составе труппы — необычные актёры. Да и не актёры вовсе, хотя для многих из них сцена в прямом смысле — синоним жизни. Лишённые возможности полноценно двигаться, а порой даже говорить, они преображаются на театральных подмостках. Здесь даже инвалидная коляска способна превратиться в ковёр-самолёт, а трость — в волшебную палочку.

Подобную магию театрального искусства как никто другой понимает режиссёр Лариса АБАШЕВА. Это ей принадлежит идея создания в Екатеринбурге инклюзивного театра, где в одном сценическом пространстве могут сосуществовать здоровые актёры и актёры с особенностями здоровья. Ей же принадлежит идея оживить творчество Хармса — его фантасмагорические сюжеты существуют словно в другом измерении. В этом мире, сотканном из противоречий, особые актёры — с их ломаными движениями, скованностью жестов и речей — выглядят вполне гармонично и естественно.

Спектакль «Цирк Принтимпрам имени Даниила Хармса» создавался год. И до сих пор он находится в «движении» — видоизменяется, дополняется, наполняется новыми смыслами. 26 октября на сцене клуба EverJazz (ул. Тургенева, 22) зрители могли увидеть премьеру обновлённой пьесы — к актёрам инклюзивного театра присоединился Андрей Рожков, специально для которого в постановку была введена роль самого Хармса. Шоумен признаётся — ему впервые довелось выступить в драматической роли, и тем более столь сложного персонажа. В чёрной шляпе, в пропылённом пальто, украшенном бутафорской молью, Рожков был практически неузнаваем — грустный, трогательный, одинокий, и при этом так наивно верящий в чудо. Для актёров театра «Жизнь» кавээнщик — вовсе не «свадебный генерал». Вот уже год он принимает активное участие в жизни фонда «Верба». И даже растит себе смену: в финале спектакля зрителям был представлен бонус-сюрприз — стендап-диалог, где Рожков вывел на сцену своего молодого протеже Илью ПЕРЦЕВА. Несмотря на особенности здоровья, юноша с увлечением творит, сам создаёт шутки и диалоги. Опыт выступлений на сцене дал ему толчок к личному росту — недавно Илья поступил на курсы сценаристов и сейчас надеется сделать творчество своей профессией.

Участие в «Цирке Принтимпрам» для многих особых актёров — сродни подвигу. 23-летняя Вера СИМЧЕНКОВА ещё год назад практически не говорила. У девушки ДЦП, она прикована к коляске, что, впрочем, не мешает ей вести активную жизнь. В этом году она дистанционно окончила Московский университет печати. В спектакле у неё имеется полноценный персональный номер — Вера читает стихотворный скетч «Очень страшная история». И хотя пока без переводчика актрисе не обойтись (каждую произнесённую ею строчку повторяют коллеги по сцене), в своё выступление она вкладывает весь драматический талант и срывает заслуженные аплодисменты.

Ещё один участник труппы Антон МАМОНТОВ открыл в себе талант рэп-исполнителя. Положенные на ритмическую основу, стихи 30-х годов звучат удивительно свежо. В другом номере он танцует — не вставая с инвалидного кресла. Делает пируэты и поддержки, удерживая призрачную связь с танцовщицей Анной СВЕТЛОВОЙ. Актриса театра «Шарманка» олицетворяет в спектакле аллегорию движения — поначалу кажется, что, прикованные к своим креслам и ходункам, особые артисты оторваны от динамичного мира обычных людей. Но ближе к финалу становится ясно, что грань между двумя мирами зыбка и относительна — достаточно просто поверить в себя, и ты сможешь преодолеть силу притяжения. Пусть не властью природы, но властью искусства.


Прямая речь
Сцена как терапия

Режиссёр театра «Шарманка» и студии «Жизнь» Лариса АБАШЕВА:

—  Прежде я никогда не работала с актёрами с ограниченными возможностями. Наш совместный путь длится уже год. У всех ребят свои особенности здоровья. Мы репетируем два раза в неделю. Начинали с разминок на уровне театрального института — я занимаюсь с ребятами так, как занималась бы с профессиональными актёрами. В процессе таких репетиций становится понятно, у кого какая речь, какое чувство ритма, артикуляция, эмоциональность. Отталкиваясь от каждого конкретного человека, мы создавали индивидуальные номера, которые и составили спектакль. В процессе работы над спектаклем ребята растут, раскрепощаются, проходят полноценный актёрский путь. Актёрская работа — это тяжёлый труд, и ребята очень стараются. В какой-то степени театр для них — это терапия. Мы работаем над речью, занимаемся дыхательной гимнастикой.

Многие люди видят в нашем спектакле что-то очень мрачное. Я считаю, что ничего подобного нет. Наша постановка сделана в контексте театра абсурда, авангарда. Такова и была задумка изначально — именно в жанре театра абсурда наши ребята очень гармоничны. Несколько месяцев назад мы привлекли к работе родителей. Сейчас они тоже участвуют в спектакле —  они появляются в образе «белых людей», которые приходят из другого мира и рассказывают нам о том, что в этом мире всё относительно и очень хрупко. В этом состоит одна из главных мыслей спектакля. Наряду с тем, что на свете существует надежда. Нужно надеяться и идти к своей мечте.
Надо добиваться невозможного

Шоумен Андрей РОЖКОВ:

— Наше сотрудничество с фондом «Верба» продолжается уже больше года. А потому когда Лариса Абашева предложила мне исполнить роль Даниила Хармса, я сразу согласился. Хотя сыграть его, конечно, очень трудно. Он ведь был, мягко говоря, сумасшедшим человеком. Но какой актёр не мечтает сыграть сумасшедшего?! Хармсом быть очень сложно. Что это такое, я даже ещё до конца не понял. Говорят, когда ты сыграл чью-то роль, она становится частью твоей личности. Вот этого я боюсь. Но я надеюсь, что мне хватит сил этого не допустить.

Мне кажется, очень символично, что ребята выбрали для постановки именно творчество Хармса. Очень сложный материал! Я вообще не помню, чтобы его кто-нибудь ставил. Но именно это и здорово. Надо ставить перед собой невозможные цели, чтобы их достигать и доказывать всему и миру и себе самому, что ты можешь это сделать!
Театр — это другой мир

Актёр театральной студии «Жизнь» Антон МАМОНТОВ:

— Я участвую в жизни театра с самого его основания. Творчество — это такая штука, его трудно как-то пощупать. И даже частично описать. Тем более когда ты всё через себя пропускаешь. Когда ты репетируешь, трудишься, а потом со сцены всё это преподносишь зрителям, а тебе ещё вдвойне идёт обратная отдача аплодисментами, восторженными отзывами — это просто непередаваемые чувства. И я сравниваю весь этот процесс с неким другим миром. Когда ты увлечён театром, ты настолько отключаешься от повседневного мира, от будничных проблем, что тебя просто уносит. Ты получаешь от этого драйв, и ты не можешь остановиться. Это как наркотик!

Именно благодаря театру я впервые попробовал публично читать рэп. Раньше, когда-то в подростковом возрасте, я этим баловался. Вообще, я меломан и в каждом направлении нахожу свой изюм. Но рэп — это штука такая особая, «качовая», в нём есть грув. Я рад, что режиссёр Лариса Абашева разглядела во мне этот талант. И мы рискнули преподнести творчество Хармса в рэп-обработке. И, по всей видимости, у нас получилось удачно!

Автор: Елена Загородняя.

Ссылка на материал.

 

Разработка и сопровождение сайта Volume Networks